Петрокаменская ЦРБ Читать - это мудро!
 Читать - это модно!
 Читайте повсюду!
 Читайте свободно!
 
 

Петрокаменская

центральная районная библиотека

Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Мероприятия [14]
проведенные мероприятия
Биографии [39]
знаменитых людей
Сценарии [3]
придуманные библиотекарями.
Информация о [10]
библиотеке, селе, районе
Погода
Яндекс.Погода
Открытки

Главная » Статьи » Биографии

Нагибин Юрий Маркович

НагибинНагибин, Юрий Маркович (1920–1994), рус. прозаик, журналист, сценарист. Накануне появления Н. на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвард. восстания в Курской губернии. Он успел «завещать» беременную жену другу Марку Левенталю, служащему, который усыновил мальчика, но вскоре тоже был репрессирован (сослан). Лишь в зрелые годы Н. узнал, кто его настоящий отец. Второй отчим стал первым лит. учителем Н., сумевшим пробудить в нем вкус к словесному творчеству. Учеба на сценарном фак-те ВГИКа (1939–1942) давалась ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей было достаточно. В 1940 был напечатан первый рассказ Н. Не закончив ВГИК, ушел на фронт. Знание нем. языка решило его судьбу – он был направлен в VII отдел политуправления (контрпропаганда) Волховского фронта. В обязанности Н. входил разбор вражеских документов, выпуск пропагандист. листовок, ведение радиопередач. Но пришлось и повоевать с оружием в руках, и выходить из окружения. В нояб. 1942 был контужен, комиссован по состоянию здоровья, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. Все впечатления и наблюдения фронт. жизни вошли как в первые сб. рассказов Н. – «Человек с фронта» (1943), «Большое сердце» (1944), так и в последующие. С каждой новой книгой раскрытие воен. будней простого солдата становится психологически углубленнее и драматичнее, появляются тонкость и рельефность в контурах характеров. Среди произведений воен. тематики особенно выделяется повесть «Павлик» (1959), герой которой преодолевает в себе страх смерти с помощью разума. После окончания войны Н. занимался журналистикой, не оставляя работу над прозой. В конце 1940-х – нач. 1950-х подружился с А. Платоновым. В результате, как позже вспоминал Н. в автобиографии, «целый период моей литературной учебы состоял в том, что отчим вытравлял Платонова из моих фраз». Авторскую популярность принесли Н. рассказы «Трубка» (1952), «Ночной гость» (1955). Середина 1950-х была плодотворной, выходили сб. рассказов и повести, в т.ч. «Зимний дуб» (1955), «Человек и дорога». Рассказы «Хазарский орнамент» и «Свет в окне», опубликованные в рожденном «оттепелью» альманахе «Литературная Москва» (1956, № 2). Вызвали гневный окрик в партийной печати (наряду с «Рычагами» А. Яшина). Но уже год спустя в «Библиотечке „Огонька"» появились рассказы, препарированные по законам соцреализма, и Н. был «реабилитирован». В дальнейшем он, как и многие др. сов. писатели, желавшие публиковаться, был вынужден балансировать на грани диссидентства и правоверности. Последовали сб. рассказов «Перед праздником» (1960), «Ранней весной» (1961), «Далекое и близкое» (1965), «Не дай ему погибнуть» (1968), «Чужое сердце» (1969) и др., где даны картины войны и труда, зарубеж. встречи, судьбы современников.
Произведения Нагибина отмечены драматизмом конфликтов, точностью деталей, волнующей лирич. исповедальностью, естественной искренностью интонаций, легкостью и ясностью слога, богатой метафоричностью, оригинальной ритмич. структурой повествования, зачастую с финальным аккордом, дающим этич. оценку рассказанной истории. На протяжении всего творч. пути устойчивой темой Н. была яркая и разнообразная любовь, драма несостоявшегося или упущенного счастья. Мужчина у него всегда раним, беззащитен и порой доходит до самоубийства, женщина в его мире всегда сильнее и устойчивей. Большинство его рассказов складываются в циклы – военный, охотничий (более 20 новелл), историко-биографический, цикл путевых рассказов. Их объединяет общая тема, сквозные герои и образ повествующего. Однажды по приглашению своего друга Н. поехал в Мещеру на утиную охоту, и в его творч-во вошла охотничья тема – сб. рассказов «Погоня: Мещерские были» (1963), «Зеленая птица с красной головой» (1966). Рисуя как тонкий художник мир Мещеры и Плещеева озера, Н. в этой природной среде испытует чел. характеры, рассматривает и социально-нравственную, и экол. стороны взаимоотношений чел-ка и природы. В связи с тем, что в лит-ре 1950-х – 1960-х набирала силу тенденция «деревенской» прозы, Н. решил обратиться к этой теме, используя свои наблюдения послевоен. журналистских лет. Родилась повесть «Страницы жизни Трубникова» (1963), ставшая «звездным» часом писателя. Н. переделал ее в сценарий, и фильм «Председатель» (1965) вызвал прорыв в обществ. сознании тех лет. В столкновениях страстных и одержимых своими идеями персонажей Егора Трубникова (актер М. Ульянов) и Семена Силуянова зрители прочитывали конфликт противоположных жизненных принципов – общественного и индивидуалистического. Писатель, не медля, решил повторить кинематографич. успех на другой ниве – в «производственной» теме. В заявке на новый фильм «Директор» он сообщил, что в свое время волею судьбы вошел в семью партийного выдвиженца, основоположника отечеств. автомобилестроения, бывшего рев. матроса и чекиста, Ивана Лихачева, женившись на его дочери. Сюжетной основой фильма стала насыщенная биография тестя (бурный роман с женой которого, то есть с собственной тещей, Н. откровенно описал в конце жизни). Хотя художеств. результат выглядел на этот раз слабее первого фильма, Н. продолжал писать доходные в то время сценарии. В его сценарном активе более 30 фильмов, из которых наиболее известны «Дерсу Узала», «Бабье царство», «Девочка и эхо», «Самый медленный поезд», «Чайковский», «Красная палатка», «Загадка Кальмана» и знаменитая трилогия о гардемаринах.
Из-под пера Нагибина вышли и вполне «городские» автобиографич. циклы, составившие сб. «Чистые пруды» (1962), «Книга детства» (1968–1975) и «Переулки моего детства» (1971). Здесь он обратился к истокам формирования духовного облика своего лирич. героя и его поколения. Своеобразным «персонажем» цикла стала сама Москва с ее городским бытом и нравами, образ которой получил развитие в последующих публицистич. статьях, составивших книгу «Москва… как много в этом звуке» (1987). В цикле «Вечные спутники» (1972–1979) Н. обратился к теме творчества как такового. Писатель старался стряхнуть груз сковывающих воображение фактов, воссоздать «духовный пейзаж» этих творч. личностей, чем навлек на себя обвинения в субъективизме и авторском произволе. В нач. 1980-х перед читателем предстал другой Н. Светлость и легкую ностальгичность его прозы сменили трагич. напряженность, острая злободневность, сатира с фарсом и пародией, густые эротич. сцены. «Рассказы синего лягушонка» (1991) – потрясающая исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», оставшейся у него от былой чел. жизни, в то время как любимая перевоплотилась в грациозную косулю. В последние годы жизни писатель с неслыханной откровенностью вывернул себя наизнанку. Демонстрируя самообнажение и отчасти, в шутовской форме, нарциссизм, Н. показал самые «потаенные» страницы своей биографии. Он воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему («Встань и иди», 1987), вспомнил первую любовь («Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя», 1994), описал роман с тещей («Моя золотая теща», 1994) и оставил крайне пессимистич/ повесть-завещание «Тьма в конце туннеля» (1994). Посмертно опубликованный «Дневник» (М., 1995) крайне откровенен и полон нелицеприятных оценок окружения Н. Именно к последним произведениям Н. не ослабевает интерес у соврем. читателя, тогда как Солженицын резко осудил их за отсутствие нравств/определенности.



Источник: http://ae.rmvoz.ru
Категория: Биографии | Добавил: Saita (22.04.2010)
Просмотров: 1177

  Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  WoWeb.ru - портал для веб-мастера


  Права принадлежат Петрокаменской ЦРБ © 2009 - 2024
Используются технологии uCoz